“Бросайте коров, беритесь за овец!”

Примерно с таким призывом к владельцам крестьянских хозяйств обратился министр земледелия М. Розе. А что думают по этому поводу крестьяне?


Нужна уверенность и средства

Увидеть овец на селе нынче довольно большая редкость, так как многие фермеры, имеющие крупнорогатый скот, избавились от мелких животных из-за их нерентабельности. К примеру, моя соседка по хутору в Вецсалиенской волости, которая всю жизнь держала овец, пришла к выводу, что они мешают ей сконцентрироваться на производстве молочной продукции. И сбыла этих животных. Помнится, в колхозные времена овцы имелись почти у всех, но тогда был спрос на мясо, шерсть и шкуры.

У владельцев крестьянского хозяйства в Тартаке Вецсалинской волости Леонида и Аллы Орехов – семь дойных коров. За долгие годы хозяйствования они приспособились к ведению крупнорогатого животноводства. Что касается овец, то тут Леонид лишь развел руками: “Никогда не занимался. Не ведаю ни специфики, ни особенностей”. Но фермер знает, что для овец нужны помещения и особые условия содержания: “Зачем ломать то, что уже есть. Сегодня Розе говорит одно, а завтра скажет другое. Где гарантия, что через два месяца он не посоветует переходить с овец на коров”. Подобный опыт у фермеров имеется. Лет 5 тому назад они получили указание сверху разводить мясной молодняк, за который платили субсидии. В конечном итоге хозяева остались в убытках.

Леониду и Алле Орех, по их словам, прежде всего нужны гарантии стабильности, необходима специальная программа и, конечно, средства. Когда некоторые фермеры Латвии занялись овцеводством, то государство сразу уменьшило размер субсидий.

Овец надо стричь, но шерсть никому не нужна, шкуры – тоже. Кроме того, животных надо колоть селеном – это деньги. Соседство с Игналинской АЭС ощутимо сказывается на физическом состоянии овец. “Печень сразу реагирует на радиацию. Если не колоть овцу препаратами, то это чревато выкидышами молодняка”.

Примерно так же рассуждает брат Леонида – Федор Орех, бывший хозяин крестьянского хозяйства “Бирзскални”. У Федора к овцам антипатия. Ему не нравится, когда овцы без причины блеют. А если серьезно, то о специфике ведения овцеводства хозяин тоже ничего конкретного сказать не может. Когда-то Федор держал овец: “По бывшим меркам ягненок живет лишь до обеда, а потом, если за ним не следить, может погибнуть, Сказываются сырость и прочие неблагоприятные условия содержания”.

Отвлечь от пьянства и безделья

Руководитель бюро по сельскому хозяйству Латгалии Виктор Калан связывает советы своего главного шефа с открытием границ для переезда населения планеты в страны Евросоюза и получения там права на жительство. Это к тому, что в 85-миллионной Германии проживает 11 миллионов курдов, которым свинина противопоказана. Поэтому предпочитают баранину. “Сегодня есть потребность в мясе овец и баранов. Трудно сказать, какая из стран Евросоюза окажется впереди по производству этого продукта. Но вопрос в том, сможет ли наш крестьянин найти рынки сбыта для своей продукции?”
По прогнозу В.Калана, скоро с пятью гектарами земли и парой коров крестьянин едва сможет прокормить себя, не говоря уже о развитии хозяйства: “Молокосборщикам станет невыгодно собирать по бидону молока у каждой бабки. Идет ориентация на укрупнение стада и земельных площадей”.
Можно ли всерьез отнестись к высказываниям министра про овец? По мнению Калана, иного он и посоветовать не мог: “Одна из реальных возможностей развития животноводства на селе – это как раз и есть разведение овец. Хотя они тоже не панацея. Главное – занять людей, отвлечь их от пьянства и безделья”. Оно-то так. Но кто раньше трудился в поте лица и добился результатов, тот и сейчас не сидит без дела, а кто всю жизнь лодырничает, того и овцы не спасут.

Курды не помогут

Иные фермеры, с кем довелось беседовать на данную тему, называют ситуацию с овцами не иначе как политическим заказом. На первый взгляд, какая может быть связь между овцами и политикой. Но если поразмыслить, то в нашем насквозь коррумпированном государстве все вполне возможно.

Опытный владелец крестьянского хозяйства “Земдегас”, расположенного в Калкунской волости, Владимир Горкин относится к совету министра земледелия скептически. Фермер прошел сложный и длительный путь поисков, экспериментов и становления, прежде чем убедился, что в его хозяйстве выгоднее всего заниматься производством молока. Благодаря чему живет и развивается.

Пробовал он выращивать зерно и овощи, но дело не пошло. А теперь вот совет главного чиновника от сельского хозяйства – бросать коров и хвататься за овец. “Все, кто держит этих животных, говорят мне, что занятие это совершенно убыточное. И курды не помогут. Даже если у меня будет 200 овец, то все равно возить их в Европу будет очень невыгодно. Значит, опять появятся перекупщики. И потом, где у нас в Латвии бойни, специализирующиеся на овцах? Насколько знаю, ближайшая такая бойня находится в Эстонии”.

Нет доверия

Помимо разведения овец М. Розе советует крестьянам сажать яблони. Это при том, что на данный фрукт последние 15-20 нет никакого спроса. На рынке – одни импортные. Отечественные яблочки не продать даже со старых яблонь, имеющихся в хозяйствах, не говоря о новых садах. У того же Горкина – 36 яблонь. Выгоды от плодов – минимум, разве что зимой с охотки пожевать свое яблочко, однако полезную земельную площадь сад занимает.

Овцами Владимир Горкин при всем желании и даже острой нужде не стал бы заниматься еще по одной причине: “У нас в Латвии в последнее время все гробят. Резко снизили расценки на молоко и зерно. Одни убытки. Какие там овцы?” Из-за падения цен на молочную продукцию почти на 10 сантимов за литр фермер в месяц теряет более 600 латов. За год потери составляют около 7 000 латов. Эти деньги пустить бы на развитие хозяйства или уплату кредитов.

Зерно в этом году стало наполовину дешевле, чем в прошлом. В то время как цены на удобрения резко возросли. Какое там доверие к государству? Разговор идет лишь о выживании, а не о проведении экспериментов, как того хочется министру. “Если не получить от овцы выгоду в виде шерсти и шкуры, то после разделки мясо помещается в одном ведре. Разве что на шашлык хватит”.

…Наши министры на все руки от скуки. Они легко пересаживаются из одного кресла в другое. Могут министерством обороны покомандовать, а затем сельское хозяйство возглавить или еще что-нибудь. И всюду непрофессионализм. Оттого так и живем. Крестьянину, привыкшему все делать основательно, за безответственными советами чиновников никак не поспеть. Да и надо ли?